Когда предприниматель пытается разобраться в теме антикризисного маркетинга, он сталкивается с пафосом и самодурством. Холеные мальчики двадцати лет от роду в пиджаках с папиного плеча, кидая пальцы и, делая загадочный вид, предлагают пройти курсы за миллион, чтобы заработать этот же миллион на кризисе.
На самом деле, никакой тайны нет. Если сформулировать коротко и по делу, то…
Антикризисный маркетинг – это заработок на беспокойстве.
Антикризисным маркетингом называют систему мер по продвижению, которая позволяет компании выжить на фоне общего системного экономического кризиса. Или преодолеть свой микрокризис, связанный с утратой репутации, финансовым спадом или иными факторами.
Что такое заработок на беспокойстве?
Можно было бы сказать так: это умение добывать деньги на человеческой тревожности. Но слово «беспокойство» в данном контексте кажется более экологичным, менее циничным.
Обычно к антикризисным мерам относят попытки торговать в убыток, демпингуя по максимуму. Или сокращение персонала и бюджетов на рекламу. Это все не стратегии выживания бизнеса, это стратегии умирания.
Для выживания предприятия надо помогать клиентам, страдающим от кризиса и неопределенности, а не пытаться изыскивать помощь себе любыми средствами. Выживают не наглейшие, а добрейшие и мудрейшие.
Итак, есть ряд факторов, которые, сойдясь воедино, могут стать огромным ударом по малому и среднему бизнесу. Это и общий мировой экономический кризис, и затянувшийся период неопределенности, и усиливающийся спад потребления. И компания хочет в этих условиях выжить. Что она может сделать? Временно переориентироваться на такое качество потребителя, как повышенная обеспокоенность настоящим и будущим.
Перечисленные ниже рекомендации подходят не абсолютно каждой фирме. Но многие читатели могут найти в них идеи по поводу того, как и что предлагать покупателям в рекламе, чтобы не работать в убыток.
1. Погодные явления
Чрезмерный мороз или оттепель в январе, циклоны и ураганы стали постоянной составляющей новостной повестки. Погодные условия в мире – одна из самых актуальных тем.
В креативах и предложениях стоит отразить это. Люди мечтают «жить без бурь», грезят о «хорошей погоде в доме». И так далее. Можно создать специальные предложения по теме того, как пережить климатические кризисы.
Например, магазину одежды полезно было бы составить комплекты одежды для усиленного мороза или для сильных дождей. И попытаться предложить их целиком, а не отдельные предметы.
2. Усиление преступности
Когда мир сотрясают экономические кризисы (а в 2023 году рецессию предрекают многие аналитики), криминальная деятельность активизируется.
Системы сигнализации, приложения для мониторинга передвижения детей, усиленные двери, укрепленные замки – те товары и услуги, которые в кризисы надо выдвигать на первый план.
3. Рост банковских ставок
В кризисы бушует инфляция, растут ставки по кредитам и ипотеке. При этом платежеспособность людей падает: сокращения и увольнения касаются многих отраслей.
Если предыдущие пункты полезны для производителей охранных систем или одежды, то этот подойдет всем.
Скидки, бонусы, рассрочки, возможность платить кредитной картой позволяют поддерживать обороты на докризисном уровне. Это полезный инструмент антикризисного маркетинга.
К слову говоря, на нашем сайте консультации маркетолога и услуги по продвижению уже давно можно оплачивать кредитными картами и другими удобными способами. Сделать это можно через магазин.
4. Снижение доверия к СМИ
Есть один общеизвестный факт: в моменты рецессий люди становятся более осторожными и мнительными, чем во времена стабильности. Их доверие к традиционным масс-медиа падает. Корпоративные блоги и рубрики на популярных платформах на этом фоне начинают собирать больше трафика.
Можно ничего дополнительно не делать: только чаще писать в блоги на сайте бренда или эксперта. Но если использовать темы «честный SMM», «вся правда о банковских кредитах» или «закулисье психологии», то внимания публики будет больше. В периоды нестабильности запрос на непредвзятое мнение, на аналитику растет.
5. Увеличение случаев киберпреступности
Общее снижение уровня жизни населения стимулирует даже относительно добропорядочных, но измученных безденежьем, людей, на то, чтобы совершать правонарушения. Куда пойти старшекласснику-компьютероману или начинающему программисту без гроша в кармане? Таких находят компании из индустрии киберпреступлений.
Раз увеличивается число активных хакеров, то и продажи систем защиты компьютеров, телефонов тоже начинают расти. Если вы разрабатываете сайты или продаете ПО, технику для офиса, наверняка стоит сделать особое предложение для клиентов по защите гаджетов. Они это оценят: вам будет капать дополнительная прибыль.
Большинство новостей во времена кризиса пугает, ошеломляет, сбивает с толку. Стрессы у населения в такие времена неизбежны. Но бизнес может своим клиентам с ними помочь. Потребители ждут от компаний во времена экономического спада умения сохранять позицию на рынке, возможность помогать покупателям решать социальные и финансовые проблемы.
Клиенты с деньгами тянутся к предпринимателю, который кажется источником стабильности, достоверной информации и поддержки. Умение собирать вокруг своего бренда таких покупателей и есть основной инструмент антикризисного маркетинга.